11.01.2017 13:57
  от автора
  MAbud

Комплексная система показателей

Труднее всего произнести первую фразу. Это из личного опыта. Однако попробую. Почему вообще занялся этой темой? Последнее время, порядка 20 лет, я в той или иной роли принимал участие в различных проектах, связанных с внедрением информационных технологий, бизнес-анализом и, как и большинство из коллег, столкнулся с тем, что далеко не всегда заказчик бывает удовлетворен результатами нашей деятельности. Казалось бы – все делается правильно, строятся и оптимизируются модели процессов, схемы красивые изображаются, таблицы, рекомендации и прочее, прочее. У самого в архивах много отлично оформленных убедительных отчетов по проектам, а заказчик не в восторге, если не сказать, что разочарован. Ждал чуда, а получил очередной опус, которым непонятно как пользоваться. В суете проектов как-то не было времени обдумать хорошенько причины происходящего, но постепенно появилось некоторое понимание, которым и хочу поделиться.
Труднее всего произнести первую фразу. Это из личного опыта. Однако попробую. Почему вообще занялся этой темой? Последнее время, порядка 20 лет, я в той или иной роли принимал участие в различных проектах, связанных с внедрением информационных технологий, бизнес-анализом и, как и большинство из коллег, столкнулся с тем, что далеко не всегда заказчик бывает удовлетворен результатами нашей деятельности. Казалось бы – все делается правильно, строятся и оптимизируются модели процессов, схемы красивые изображаются, таблицы, рекомендации и прочее, прочее. У самого в архивах много отлично оформленных убедительных отчетов по проектам, а заказчик не в восторге, если не сказать, что разочарован. Ждал чуда, а получил очередной опус, которым непонятно как пользоваться. В суете проектов как-то не было времени обдумать хорошенько причины происходящего, но постепенно появилось некоторое понимание, которым и хочу поделиться.

Итак: начну с некоторых общих положений. Предположим, есть у нас заказчик, некое предприятие. Производство – это самый сложный вариант. Пусть в области машиностроения – я все-таки по первому образованию инженер-машиностроитель. Естественно, раз предприятие работает и что-то впускает, то на нем существует и функционирует сложная система процессов. Технологические процессы – это то, что непосредственно подчинено выпуску продукции. Там, поверьте мне, все достаточно хорошо проработано, разработано множество технологических документов, которые регламентируют весь процесс от и до. В эту область, как правило, бизнес-аналитики не вмешиваются и воспринимают ее как некий «черный ящик». Кроме этого есть вспомогательные процессы и процессы управления. К первым относятся например процессы снабжения, обеспечения ресурсами и прочее. Вторые – это различный учет (финансовый, бухгалтерский, материальный), документооборот, обеспечение управленческих функций. Как-то так. Вот процессы управления и вспомогательные процессы как раз в основном и есть предмет деятельности для бизнес-анализа. Однако, если вдуматься, то основной результат деятельности предприятия обеспечивается технологическими процессами, а вспомогательные процессы и процессы управления должны максимально эффективно способствовать достижению этого результата. Кроме того на предприятии постоянно присутствуют, расходуются, обрабатываются различные материальные и нематериальные объекты. Для обеспечения деятельности используются различные ресурсы. Ну да бизнес-аналитики это и так давно знают. Достаточно сложная система, основная цель функционирования которой в итоге - выпустить комбайн, трактор или велосипед. При этом отгруженный с предприятия объект должен отвечать определенным требованиям. То есть на выходе однозначно имеем материальный объект, отвечаемый определенным требованиям, в необходимом количестве. И если мы сумеем эффективно управлять данной системой, то все у нас получится. Если представить себе все это в виде графической модели, то, наверное, увидим что-то наподобие представленного на рис. 1


Рис. 1 Элементы производственной системы

Далее попробуем взглянуть на эту систему именно с точки зрения управления, то есть попробуем построить некую работоспособную модель этого управления,в которую войдут и бизнес-процессы, и материальные объекты, и ресурсы.

Для этого необходимо выделить конкретные точки приложения управляющих воздействий для всех приведенных на рис. 1 элементов системы. По этому поводу хочу предложить следующую, заимствованную из технологических процессов идею. Представим себе часть выпускаемого предприятием механизма. Гайку, например. На выходе имеем материальный объект, который должен отвечать определенным требованиям.

Для достижения этих требований существует вполне определенный технологический процесс изготовления данного объекта. Коллеги – технологи машиностроители очень хорошо меня понимают. Подробности процесса можно опустить. Отметим только значимую точку-веху. Гайку, отвечающую необходимым, заложенным конструктором, требованиям. А теперь посмотрим, что из представленного на рис. 1 еще необходимо для достижения цели. Ну, с производственными процессами ясно – это та технология, о которой уже мы упоминали. Обеспечивающие или вспомогательные процессы. С их помощью мы должны снабдить производство всем необходимым: металлом, инструментом, электроэнергией, расходными материалами, вплоть до ветоши, и многим, многим другим. Ресурсами и материалами, короче говоря. Управляющие процессы как раз и способствуют организации всего этого. От построения структуры предприятия до финансирования и получения прибыли. Ресурсы – это люди, оборудование и информация, необходимая для получения требуемого итога – гайки в нашем примере.

Очевидно, что нужный результат получится, как говорят математики, тогда и только тогда, когда есть сочетание всех элементов, выделенных нами. Принцип необходимости и достаточности.

Итак: резюмируем. Есть некая веха, обладающая определенными свойствами, достижение которых обеспечивается наличием определенных, вполне понятных элементов, принадлежащих также понятным группам. Причем, что очень важно, каждому из этих элементов мы можем и должны предъявить определенные требования. В примере с гайкой – металл из которого мы ее изготавливаем, должен быть нужной марки и отвечать заданным требованиям, а процесс его поставки обеспечить своевременное его наличие на производстве. Ресурсы, включая персонал, тоже могут и должны отвечать заданным свойствам. В итоге мы можем для каждой гайки в нашем производстве составить таблицы свойств и зависимостей. А самое главное – проследить по этим зависимостям всю причинно-следственную цепочку происхождения значений свойств. Для примера – есть несовпадение какого-либо свойства гайки требуемым. Скажем – отклонение размера. Из таблицы свойств и зависимостей можно легко понять какой из процессов был выполнен некорректно и сделать выводы. То же касается объектов и ресурсов. Скажем неисправность оборудования или отклонения в свойствах материала тоже может быть отслежена по цепочке причинно-следственных связей. В качестве примера могу привести предполагаемую структуру таблиц свойств и зависимостей для материального объекта – ну той же гайки например.
На приведенном ниже рисунке (Рис.2) дана часть структуры предлагаемых таблиц в очень упрощенном виде. Реально это должна быть, видимо, реляционная база данных, с достаточно сложными внутренними связями. Здесь же я только пытаюсь проиллюстрировать основные принципы построения предлагаемого механизма. Условно в центре таблица Материальных объектов. Мы же ведем речь о производстве. Обращаю Ваше внимание, что в таблице присутствуют уже упомянутые мной показатели, а также даны ссылки на процессы и ресурсы, оказывающие решающее влияние на их достижение. Сами эти элементы, ресурсы и процессы, соответственно описаны в связанных таблицах. В моем примере это таблицы Производственных процессов, Вспомогательных процессов и Людских ресурсов. В системе должны быть связанные таблицы и для других, элементов, представленных на рис.1. Естественно, картина, представленная мной здесь, весьма схематична и нуждается в детальной проработке. Чем, собственно, и предполагаю заняться.


Рис. 2. Структура системы (фрагмент)

Михаил Абудихин, 2017 год.