06.04.2018 18:17
  от автора
  Репин

Процессное управление: тренды и перспективы

Материал подготовлен Владимиром Репиным на основе доклада «The State of Business Process Management 2018» компании BPTrends. В докладе рассматриваются результаты исследования мнений респондентов из США и Европы по вопросам применения технологий и инструментов процессного управления. Представлены данные за период с 2005 по 2017 гг.
Введение

Компания BPTrends ежегодно проводит исследования и формирует доклад под названием «The State of Business Process Management...». Его можно перевести как: «Состояние Процессного управления в … году» или «Текущее положение дел в области управления бизнес-процессами в … г.». В 2018 году опубликован доклад по данным исследований за 2017 год. Он подготовлен коллективом специалистов под руководством Пола Хармона – известного специалиста по технологиям процессного управления и автоматизации бизнес-процессов.

Безусловно, сам текст доклада весьма интересен, но в данном материале представлен сухой остаток – таблицы с ответами на весьма интересные вопросы и некоторые комментарии. Целиком доклад можно прочитать (на английском языке) на сайте BPTrends.

Общий интерес к процессному управлению

На рис. 1 представлен график, показывающий общий интерес к процессному управлению в мире (в первую очередь, - в США и Европе). Пол Хармон выделяет три волны интереса к методам управления бизнес-процессами, возникавшие в разное время.

В настоящее время, по его мнению, мы находимся на дне – интерес к процессному управлению у топ-менеджеров компаний весьма низкий.


Рис. 1. Общий интерес к процессному управлению в крупных организациях.

Вот что пишет Пол Хармон об этом текущем спаде интереса: «В настоящий момент все еще есть базовый интерес к технологиям процессного управления, но мы находимся в ситуации, когда энтузиазм менеджеров низкий. Мы предполагаем, что следующий период воодушевления снова начнется вскоре, движимый комбинацией цифровых методов и инструментов и технологий искусственного интеллекта. Они приведут к конкурентным преимуществам для компаний, которые смогут усилить свои процессы за счет этих новых технологий». Что ж, поживем – увидим, возникнет ли новая волна интереса к процессному управлению в ближайшие годы.

С моей точки зрения, одним из драйверов роста такого интереса могут еще быть активное проектирование процессов компании в нотации BPMN с применением методов Lean в содержательной части. Причем делать это будут не какие-то узко-специализированные подразделения, а обычные сотрудники подразделений, вовлеченные в проекты процессной трансформации.

Далее приводятся таблицы, раскрывающие тренды использования процессного управления под разными углами зрения.

Тренды и перспективы

Таб.1 Текущий интерес к процессным усилиям любого рода.



В таблице 2 виден значительный рост доли компаний, которые на одновременный запуск нескольких сложных проектов по процессам верхнего уровня (сквозным процессам).

Таб.2. Какие основные драйверы вынуждают вашу организацию фокусироваться на изменениях бизнес-процессов?



Да, сокращение затрат и повышение производительности остается задачей № 1 для процессного управления. Для Российских компаний это как никогда актуально. Интересно отметить высокий процент компаний, для которых «необходимо улучшить координацию… и ответственность» руководителей. И это в США и Европе. Что говорить о наших компаниях?

Таб. 3. В общем, могли бы вы сказать, что практики процессного управления помоги повысить эффективность, гибкость вашей организации и удовлетворенность ее клиентов?



Что отметили еще респонденты относительно ценности процессного управления:
• BPM (business process management) помогает разрушать функциональные колодцы и дает возможность людям обсуждать, как получить общий результат.
• BPM помогает нам стандартизовать действия, при помощи которых мы создаем продукты и услуги. Это особенно важно для глобальной компании с деятельностью в различных регионах.
• Нашей организации нужно постоянно меняться, чтобы выживать. Мы используем BPM чтобы делать это.
• Нам нужно осуществлять более точный мониторинг работы и реагировать на отклонения гораздо более часто. Программные системы BPM помогают нам в этом.
• Нам требуется более четкая связь между нашими корпоративными целями и действиями, и BPM помогает каждому осознавать эту взаимосвязь.
• BPM дает возможность каждому работать сообща с другими.
• BPM дает нам оглянуться назад и понять, где лежат возможности улучшений.
• BPM дает нашей организации единый язык общения.
• BPM помогает нам гораздо быстрее подбирать новых сотрудников, показывая им, как мы реально работаем.

Неплохие аргументы, да. Без комментариев.

Таб. 4. Как бы вы охарактеризовали общее направление использования процессного управления в настоящее время?



Таб. 5. Какие проекты в области бизнес-процессов инициированы в вашей организации в настоящее время (2017)?



В таблице 5 можно выделить три основных типа проектов в области процессного управления: 1) развитие процессной архитектуры; 2) комплексная реорганизация процессов; 3) комплексная автоматизация процессов. Кроме того, стоит обратить внимание на активное обучение менеджеров процессов и специалистов.

Таб. 6. Ваша организация в настоящее время выполняет какой-нибудь проект трансформации бизнеса?



Чтобы выжить в современном мире нужно постоянно меняться. 59% компаний- респондентов в США и Европе инициировали проекты трансформации бизнеса. Это серьезная цифра.

Таб. 7. Ваша организация в настоящее время выполняет проекты по улучшению бизнес-процессов?



В 86% компаниях (!) запущено от 1 до 10 проектов улучшения бизнес-процессов. Было бы интересно посмотреть российскую статистику…

Таб. 8. Какой процент бизнес-процессов в вашей организации документирован?



Интересно отметить, что почти в половине компаний процессы документируются «Occasionally», т.е. по случаю, время от времени. Ситуация в российских компаниях показана на рис.2. Если сложить степени «Низкая» и «Средняя», получается 54,5%. Очень похоже на американские 52%. Но ситуация, когда регламентов вообще нет – 21,16% в России. В США таких респондентов оказалось 4%. Но стоит отметить, чтобы Хармон исследовал преимущественно крупные компании. Статистик по степени документированности процессов в зависимости от размера компании в докладе BPTrends нет.


Рис. 2. Степень регламентированности процессов в российских компаниях.

Таб. 9. С какими препятствиями или трудностями вы сталкиваетесь при попытке широкого распространения опыта работы с процессами в вашей организации?



Что ж, отсутствие фокусировки усилий (55%) и незаинтересованность топов (37%) – классические причины неудачи проектов организационных изменений.

Таб. 10. Каков ваш подход к организации управления проектами в области процессного управления?



Таб. 11. Сколько может потратить организация, по вашей оценке, на проекты анализа, управления, мониторинга, реорганизации и улучшения бизнес-процессов в 2017 г.?



Таб. 12. Как вы предполагаете, предполагаются ли изменения в инвестициях в BPM в ближайшие 2 года?



Таб.13. Вы используете программное обеспечение для моделирования бизнес-процессов, которые вы пытаетесь реорганизовать или улучшить?



К сожалению, перечень конкретных программных продуктов для моделирования процессов в отчете BPTrends отсутствует.

Почти 60% компаний использую средства для моделирования бизнес-процессов. Возможно, в России ситуация пока гораздо хуже.

Что касается России, наши пользователи весьма ограничены в выборе средств для комплексного моделирования, регламентации и анализа бизнес-процессов. Они могут выбирать только из ARIS и Business Studio. Хорошая программа iGrafx в России практически не распространена. Casewise ушел с рынка. BPWin устарел и не развивается. Другие возможные средства визуального моделирования я не рассматриваю, так как они весьма ограничены в части функционала для комплексного моделирования организации.

Таб. 14. Предполагая, что вы создаете модели бизнес-процессов, кто использует эти модели?



Удивительно, что в 22% компаний ВСЕ сотрудники используются модели бизнес-процессов. Это весьма показательно.

Таб. 15. В целом, если вы используете программное обеспечение для моделирования изменений, вы удовлетворены средствами, которые используете?



Любопытно, что неудовлетворенных средствами моделирования только 15%.

Таб. 16. Насколько вероятно, что ваша организация поменяет используемые программные средства для работы с процессами в течение следующих двух лет?



Таб. 17. Какие специальные технологии вы надеетесь добавить в ваш набор методов совершенствования процессов на следующем году?



Интересно, сколько процентов российских компаний планируют в этом году применить «Роботизированную автоматизацию»?

Таб. 18. Респонденты, которые приняли участие в исследовании.



Таб. 19. Какие позиции из следующих лучше описывают вашу специализацию?



Таб. 20. Какие позиции из следующих лучше описывают размер вашей организации?



Таб. 21. Какие позиции из следующих лучше описывают отрасль, в которой работает ваша организация?



Таб. 22. Где расположена ваша организация?



В целом, отчет у BPTrends получился весьма информативный и полезный. Спасибо Полу Хармону!

Материал подготовил

В.В. Репин,
к.т.н., доцент, консультант по управлению, тренер,
Генеральный директор ООО «Владимир Репин Менеджмент»,
член ABPMP Russian Chapter


Апрель 2018 г.