|
|
Библиотека |
|
08.11.2010 20:48 |
|
от автора
Анализ рынка современных решений в области CPM и BI
Оценки за материал: 0 (0)
Отрывок из книги "Системы управления эффективностью бизнеса", М.: Инфра-М, 2010 г.
Рынок CPM-решений в мире и в России динамично развивается и является одним из наиболее быстро растущих среди всех видов прикладного программного обеспечения. По данным Gartner Group, объем рынка CPM-решений в мире в 2006 г. превысил 1,5 млрд долл., темпы роста составили 20,2%. По данным этой исследовательской компании, среднегодовые темпы роста сегмента СРМ-решений в период 2006-2011 гг. должны составить не менее 14%, к 2011 г. объем данного рынка превысит 3 млрд долл.
Компании внедряют СРМ-решения для развития возможностей ранее внедренных транзакционных систем оперативного управления, таких как ERP, CRM, SCM и др. Часть организаций внедряют СРМ-решения в дополнение к решениям в области интеллектуальной бизнес-аналитики (BI). Все большее число компаний заменяют с помощью СРМ-систем финансовые приложения собственной разработки или системы, основанные на электронных таблицах. Этот процесс вызван стремлением добиться большей финансовой прозрачности и внедрить системы целевого управления. Интерес к СРМ проявляют не только большие, но и средние компании, основной фокус внимания который лежит в сфере подсистем планирования, бюджетирования и прогнозирования. Эти программные средства пока пользуются наибольшим спросом, и по мере их внедрения ожидается рост интереса к подсистемам целевого управления по ключевым показателям. Некоторые компании внедряют модули для управления прибыльностью, разработанные на основе подхода функционально-стоимостного анализа (activity-based costing — ABC), а также другие специализированные приложения в области управления эффективностью. В целом внедрение CPA-решений происходит в рамках стратегий внедрения систем управления эффективностью и интеллектуальной бизнес-аналитики.
Управление корпоративной эффективностью СРМ включает процессы (такие как формулирование стратегии, планирование, бюджетирование и прогнозирование), методологии, определяющие некоторые процессы (например, сбалансированная система показателей и ценностно-ориентированный менеджмент), а также метрики для измерения эффективности достижения стратегических и операционных целей. Для поддержки этих процессов, методологий и метрик необходим набор поддерживающих их аналитических СРМ-прило-жений. CTW-наборы (СРМ Suites) фокусируются на объединении финансовой консолидации и отчетности с системами поддержки стратегического планирования и бюджетирования.
В соответствии с введенными Gartner Group «волшебными квадратами» технологическими лидерами в сфере CPM-наборов (СРМ Suites) в 2008 г. являлись Oracle-Hyperion, IBMCognos и SAPAG.
CPM-наборы тесно связаны с 57-платформами.
В соответствии с «волшебными квадратами» (рис. 1.7) Gartner Group технологическими лидерами в области корпоративных наборов интеллектуальной бизнес-аналитики {Enterprise Business Intelligence Suites — EBIS) являлись в 2008 г. IBM Cognos, Oracle, SAPAG (вместе с приобретенной компанией Business Objects) и SAS, а также быстро догоняющая их компания Microsoft и др. В группе «провидцев» выделялись MicroStrategy на границе с лидерами. Оценка Gartner совпадает с мнениями других экспертов: лидирующую группу сейчас составляют IBM Cognos, Microsoft, Oracle, SAP (+Business Objects) и SAS.
Развитие BI-средств связано с более широким использованием «продвинутой», предсказательной аналитики: глубинного интеллектуального анализа данных, прогнозирования и оптимизации принятия решений. Развитие бизнес-аналитики заметно сместилась в сторону управления корпоративной эффективностью (Corporate Performance Management — СРМ).
В отчете Gartner не приводится оценок рынка BI в абсолютном выражении, но подтверждается сделанный ранее прогноз о том, что рост продаж программных продуктов в период с 2006 по 2011 г. в этом сегменте составит в среднем 8,6%. В качестве причин роста аналитики выделяют несколько причин. Во-первых, руководство предприятий ожидает от ИТ активного участия в преобразовании бизнеса для повышения его конкурентоспособности, а внедрение средств BI могут улучшить качество и обоснованность принимаемых решений и повысить эффективность работы компании. Во-вторых, к настоящему моменту предприятия накопили огромный объем информации, генерируемой бизнес-приложениями, и он будет продолжать расти, а использование этой информации может реально улучшить работу компаний. В-третьих, сегодня применение BI связано в основном с традиционными запросами, отчетностью и OLAP, и существуют возможности расширения бизнес-аналитики за счет использования панелей инструментов, карт показателей и новых средств визуализации. Развитие технологий (поиск, анализ в режиме in-memory, SOA) и появление новых бизнес-моделей (например, SaaS - предоставление услуги использования программного обеспечения) упрощают внедрение BI-средств и расширяют круг их пользователей. В-четвертых, использование BI хорошо вписывается в современную систему управления предприятием на базе процессного подхода. В-пятых, аналитики ожидают рост рынка в сегменте малого и среднего бизнеса, для которого уже сейчас существуют доступные по цене решения и практика BI-хостинга. Кроме того, среди причин роста рынка аналитики называют рост сферы применения BI, в частности, при решении задач CRM и управлении цепочками поставок. Также популярность этих средств растет ввиду возможностей настройки функционала пользовательского интерфейса, что упрощает процесс их освоения пользователями и повышает эффективность их применения.
Решения IBMCognos и Oracle Hyperion выделяют в качестве ведущих на рынке CPM/BI и другие аналитики, такие, например, как Forrester Research и Butler Group.
Рассмотрим перспективы развития CPM-приложений. В соответствии с отчетом Gartner Group «Hype Cycle for Business Intelligence and Corporate Performance Management, 2006», к числу наиболее зрелых, так называемых продуктивных приложений с большим количеством внедрений, отнесены приложения в сфере финансовой консолидации. К ним по степени зрелости приближаются платформы интел-лектуальной бизнес-аналитики (Business Intelligence Platforms), средства автоматизации планирования, бюджетирования и прогнозирования, средства Web-аналитики, инструменты Data Mining (Data Mining Workbenches), инструменты создания хранилищ данных бизнес-приложений (Business Application Data Warehouses) и инструменты поддержки качества данных (Data Quality Tools). Далее по степени зрелости выделяются информационные панели/инструменты поддержки счетных карт (Dashboards/Scorecards), CPM-наборы (СРМ Suites) и средства моделирования и оптимизации прибыльности (Profitability Modeling and Optimization), а также усовершенствованные средства визуализации (Advanced Visualization). На пике ожиданий — средства принятия решений в реальном масштабе времени (Real-Time Decisioning) и средства мониторинга бизнес-активности (Business-Activity Monitoring). И, наконец, так называемыми технологическими триггерами (еще не сложившимися, но важными инструментами, определяющими развитие рынка) являются BI-приложения с сервисно-ориентированной архитектурой (SOA-En-abled Business Intelligence), инструменты Text Mining, решения класса Enterprise Information Management, средства эффективного управления нематериальными активами (Intangible Assets and СРМ), корпоративные средства СРМ для принятия решений в реальном масштабе времени (Enterprisewide Real-Time СРМ) и др.
Важную роль в развитии информационного менеджмента в последующие годы будет играть так называемая модель «4V» (volume, velocity, variety, validity), отражающая увеличение объемов и скорости обработки информации, ее разнообразия и соответствия. По мнению аналитиков Gartner Group, в ближайшие несколько лет будут широко внедряться такие приложения, как СРМ-наборы, платформы Business Intelligence, инструменты Data Mining и средства управления качеством данных, системы планирования, бюджетирования и прогнозирования, а также средства финансовой консолидации и отчетности. В период 2008—2011 гг. будут активно внедряться BI-приложения с сервисно-ориентированной архитектурой (SOA-Enabled Business Intelligence), информационные панели/инструменты поддержки счетных карт (Dashboards/Scorecards), встроенные аналитические инструменты на платформе 64-битовой архитектуры, средства эффективного управления нематериальными активами (Intangible Assets and СРМ), средства моделирования и оптимизации прибыльности (Profitability Modeling and Optimization), усовершенствованные средства визуализации (Advanced Visualization), инструменты создания хранилищ данных бизнес-приложений (Business Application Data Warehouses), инфраструктурные компоненты СРМ, средства принятия решений в реальном масштабе времени (Real-Time Decisioning), новые поисковые инструменты BI, инструменты Web-аналитики и др. В период 2011—2016 гг. внимание привлекут аналитические средства контроля бизнес-процессов (Analytical Process Controlling), средства мониторинга бизнес-активности (Business-Activity Monitoring), реше-ния класса Enterprise Information Management и Enterprisewide Real-Time СРМ, а также Text Mining.
Аналитический контроль бизнес-процессов поможет организациям определять узкие места и другие аспекты при выполнении бизнес-процессов. Новые поисковые возможности BI облегчат работу с неструктурированной информацией. Появление инфраструктурных СРМ-компонент означает их встраивание в стандартные BI-инструменты и более гибкие возможности их использования. Enterprise Information Management предполагает более тщательный подход к структуре, безопасности, прозрачности, целостности и релевантности корпоративной информации и ее эффективному применению для решения задач бизнеса. Подход Enterprisewide Real-Time СРМ обеспечивается путем создания замкнутых циклов стратегического и оперативного управления компанией в реальном масштабе времени. Средства Intangible Assets and СРМ предоставляют возможности эффективного управления нематериальными активами, включая интеллектуальную собственность компании. Инструменты Text Mining дают возможность интеллектуальной обработки неструктурированной текстовой информации, более детально рассмотренные в разделе II учебника. Сервисно-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture — SOA) является основой для автоматизации бизнес-процессов, позволяющей, в частности, использовать BI-инструменты как компоненты в рамках SOA-приложений. Business Activity Monitoring (ВАМ) обеспечивает в реальном режиме времени управляемый событиями анализ критических индикаторов эффективности, обеспечивая повышение скорости и адекватности выполняемых бизнес-операций. Инструменты Real-Time Decisioning обеспечивают аналитическую поддержку процессов обслуживания клиентов в момент их взаимодействия с компанией в реальном режиме времени. Усовершенствованные средства визуализации (Advanced Visualization) предоставляют возможности демонстрации различных аспектов многомерных данных, используя интерактивную графику и диаграммы. Средства моделирования и оптимизации прибыльности (Profitability Modeling and Optimization) поддерживают методы функционально-стоимостного анализа (Activity-Based Costing — ABC), обеспечивающие гранулированный подход к расчету затрат на отдельные направления деятельности, продукты, каналы распределения и пр. Хранилища данных бизнес-приложений (Business Application Data Warehouses) позволяют интегрировать данные, получаемые с помощью ERP-, CRM-, SCM-систем, и другие источники данных в компании в рамках единого информационного ресурса, построенного по определенным правилам и служащего основой для СРМ- и BI-приложений. Инструменты поддержки качества данных (Data Quality Tools) включают в себя процессы и технологии для определения и коррекции потоков данных, используемых BI-приложениями, обеспечивая их полноту и релевантность. Инструменты Web-аналитики содержат средства анализа и построения отчетности, предназначенные для понимания и оптимизации поведения посетителей Web-сайтов.
Парадигма управления эффективностью нашла применение не только на уровне всей компании, но и на уровне отдельных направлений деятельности. В качестве примера приведем управление эф-фективностью маркетинга (Marketing Performance Management), управление эффективностью взаимоотношений с клиентами (CR Performance Management), управление эффективностью продуктов (Product Performance Management). Эти и другие направления развиваются в рамках общего подхода и поддерживаются при помощи соответствующих программных средств в рамках корпоративной информационной системы.
Продолжается процесс слияний и поглощений: в 2007 г. компания Hyperion Solutions вошла в состав Oracle, Business Objects — в состав SAP AG, а компания Cognos — в состав корпорации IBM. Ведущие производители программного обеспечения, такие как SAP AG, Oracle и Microsoft, развивают собственные решения класса СРМ. СРМ-системы тесно взаимосвязаны с инструментами Business Intelligence.
Добавить комментарий
Комментировать материалы могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться
здесь.