Подписаться
Рубрикатор
Полный список
Развитие организации
Управление процессами
Моделирование процессов
Регламентация процессов
Автоматизация процессов
Бережливое производство
Менеджмент качества
Управление проектами
Дайджесты по Business Studio

Облако терминов
12-процессная модель 4PL ACM Activity diagram AQPC ARIS ARIS 9 ARIS eEPC Balanced Scorecard Big Data & Analytic BMPN BPA BPEL BPM BPM accelerator BPM CBOK BPM-система BPM-системы BPMN BPMS BPR BPWin BS Portal BSC Business Intelligence Business Performance Management Business Performance Management (BPM) Business Process Management Business Process Management Systems Business Process Manager Business Rules Business Studio Business Studio 3.6 Business Studio 4 Business Studio 4.0 Business Studio Portal CA ERwin Data Modeler Case Management Casewise Casewise Corporate Modeler CFFC Corporate Modeler CPM CRM Decision Management DFD Directum ECM

Опрос

Польза от регламентации процессов для бизнеса:

Библиотека

06.04.2018 18:17
  от автора
  Репин

Процессное управление: тренды и перспективы

Оценки за материал: 5.00 (1)

Материал подготовлен Владимиром Репиным на основе доклада «The State of Business Process Management 2018» компании BPTrends. В докладе рассматриваются результаты исследования мнений респондентов из США и Европы по вопросам применения технологий и инструментов процессного управления. Представлены данные за период с 2005 по 2017 гг.
Введение

Компания BPTrends ежегодно проводит исследования и формирует доклад под названием «The State of Business Process Management...». Его можно перевести как: «Состояние Процессного управления в … году» или «Текущее положение дел в области управления бизнес-процессами в … г.». В 2018 году опубликован доклад по данным исследований за 2017 год. Он подготовлен коллективом специалистов под руководством Пола Хармона – известного специалиста по технологиям процессного управления и автоматизации бизнес-процессов.

Безусловно, сам текст доклада весьма интересен, но в данном материале представлен сухой остаток – таблицы с ответами на весьма интересные вопросы и некоторые комментарии. Целиком доклад можно прочитать (на английском языке) на сайте BPTrends.

Общий интерес к процессному управлению

На рис. 1 представлен график, показывающий общий интерес к процессному управлению в мире (в первую очередь, - в США и Европе). Пол Хармон выделяет три волны интереса к методам управления бизнес-процессами, возникавшие в разное время.

В настоящее время, по его мнению, мы находимся на дне – интерес к процессному управлению у топ-менеджеров компаний весьма низкий.


Рис. 1. Общий интерес к процессному управлению в крупных организациях.

Вот что пишет Пол Хармон об этом текущем спаде интереса: «В настоящий момент все еще есть базовый интерес к технологиям процессного управления, но мы находимся в ситуации, когда энтузиазм менеджеров низкий. Мы предполагаем, что следующий период воодушевления снова начнется вскоре, движимый комбинацией цифровых методов и инструментов и технологий искусственного интеллекта. Они приведут к конкурентным преимуществам для компаний, которые смогут усилить свои процессы за счет этих новых технологий». Что ж, поживем – увидим, возникнет ли новая волна интереса к процессному управлению в ближайшие годы.

С моей точки зрения, одним из драйверов роста такого интереса могут еще быть активное проектирование процессов компании в нотации BPMN с применением методов Lean в содержательной части. Причем делать это будут не какие-то узко-специализированные подразделения, а обычные сотрудники подразделений, вовлеченные в проекты процессной трансформации.

Далее приводятся таблицы, раскрывающие тренды использования процессного управления под разными углами зрения.

Тренды и перспективы

Таб.1 Текущий интерес к процессным усилиям любого рода.



В таблице 2 виден значительный рост доли компаний, которые на одновременный запуск нескольких сложных проектов по процессам верхнего уровня (сквозным процессам).

Таб.2. Какие основные драйверы вынуждают вашу организацию фокусироваться на изменениях бизнес-процессов?



Да, сокращение затрат и повышение производительности остается задачей № 1 для процессного управления. Для Российских компаний это как никогда актуально. Интересно отметить высокий процент компаний, для которых «необходимо улучшить координацию… и ответственность» руководителей. И это в США и Европе. Что говорить о наших компаниях?

Таб. 3. В общем, могли бы вы сказать, что практики процессного управления помоги повысить эффективность, гибкость вашей организации и удовлетворенность ее клиентов?



Что отметили еще респонденты относительно ценности процессного управления:
• BPM (business process management) помогает разрушать функциональные колодцы и дает возможность людям обсуждать, как получить общий результат.
• BPM помогает нам стандартизовать действия, при помощи которых мы создаем продукты и услуги. Это особенно важно для глобальной компании с деятельностью в различных регионах.
• Нашей организации нужно постоянно меняться, чтобы выживать. Мы используем BPM чтобы делать это.
• Нам нужно осуществлять более точный мониторинг работы и реагировать на отклонения гораздо более часто. Программные системы BPM помогают нам в этом.
• Нам требуется более четкая связь между нашими корпоративными целями и действиями, и BPM помогает каждому осознавать эту взаимосвязь.
• BPM дает возможность каждому работать сообща с другими.
• BPM дает нам оглянуться назад и понять, где лежат возможности улучшений.
• BPM дает нашей организации единый язык общения.
• BPM помогает нам гораздо быстрее подбирать новых сотрудников, показывая им, как мы реально работаем.

Неплохие аргументы, да. Без комментариев.

Таб. 4. Как бы вы охарактеризовали общее направление использования процессного управления в настоящее время?



Таб. 5. Какие проекты в области бизнес-процессов инициированы в вашей организации в настоящее время (2017)?



В таблице 5 можно выделить три основных типа проектов в области процессного управления: 1) развитие процессной архитектуры; 2) комплексная реорганизация процессов; 3) комплексная автоматизация процессов. Кроме того, стоит обратить внимание на активное обучение менеджеров процессов и специалистов.

Таб. 6. Ваша организация в настоящее время выполняет какой-нибудь проект трансформации бизнеса?



Чтобы выжить в современном мире нужно постоянно меняться. 59% компаний- респондентов в США и Европе инициировали проекты трансформации бизнеса. Это серьезная цифра.

Таб. 7. Ваша организация в настоящее время выполняет проекты по улучшению бизнес-процессов?



В 86% компаниях (!) запущено от 1 до 10 проектов улучшения бизнес-процессов. Было бы интересно посмотреть российскую статистику…

Таб. 8. Какой процент бизнес-процессов в вашей организации документирован?



Интересно отметить, что почти в половине компаний процессы документируются «Occasionally», т.е. по случаю, время от времени. Ситуация в российских компаниях показана на рис.2. Если сложить степени «Низкая» и «Средняя», получается 54,5%. Очень похоже на американские 52%. Но ситуация, когда регламентов вообще нет – 21,16% в России. В США таких респондентов оказалось 4%. Но стоит отметить, чтобы Хармон исследовал преимущественно крупные компании. Статистик по степени документированности процессов в зависимости от размера компании в докладе BPTrends нет.


Рис. 2. Степень регламентированности процессов в российских компаниях.

Таб. 9. С какими препятствиями или трудностями вы сталкиваетесь при попытке широкого распространения опыта работы с процессами в вашей организации?



Что ж, отсутствие фокусировки усилий (55%) и незаинтересованность топов (37%) – классические причины неудачи проектов организационных изменений.

Таб. 10. Каков ваш подход к организации управления проектами в области процессного управления?



Таб. 11. Сколько может потратить организация, по вашей оценке, на проекты анализа, управления, мониторинга, реорганизации и улучшения бизнес-процессов в 2017 г.?



Таб. 12. Как вы предполагаете, предполагаются ли изменения в инвестициях в BPM в ближайшие 2 года?



Таб.13. Вы используете программное обеспечение для моделирования бизнес-процессов, которые вы пытаетесь реорганизовать или улучшить?



К сожалению, перечень конкретных программных продуктов для моделирования процессов в отчете BPTrends отсутствует.

Почти 60% компаний использую средства для моделирования бизнес-процессов. Возможно, в России ситуация пока гораздо хуже.

Что касается России, наши пользователи весьма ограничены в выборе средств для комплексного моделирования, регламентации и анализа бизнес-процессов. Они могут выбирать только из ARIS и Business Studio. Хорошая программа iGrafx в России практически не распространена. Casewise ушел с рынка. BPWin устарел и не развивается. Другие возможные средства визуального моделирования я не рассматриваю, так как они весьма ограничены в части функционала для комплексного моделирования организации.

Таб. 14. Предполагая, что вы создаете модели бизнес-процессов, кто использует эти модели?



Удивительно, что в 22% компаний ВСЕ сотрудники используются модели бизнес-процессов. Это весьма показательно.

Таб. 15. В целом, если вы используете программное обеспечение для моделирования изменений, вы удовлетворены средствами, которые используете?



Любопытно, что неудовлетворенных средствами моделирования только 15%.

Таб. 16. Насколько вероятно, что ваша организация поменяет используемые программные средства для работы с процессами в течение следующих двух лет?



Таб. 17. Какие специальные технологии вы надеетесь добавить в ваш набор методов совершенствования процессов на следующем году?



Интересно, сколько процентов российских компаний планируют в этом году применить «Роботизированную автоматизацию»?

Таб. 18. Респонденты, которые приняли участие в исследовании.



Таб. 19. Какие позиции из следующих лучше описывают вашу специализацию?



Таб. 20. Какие позиции из следующих лучше описывают размер вашей организации?



Таб. 21. Какие позиции из следующих лучше описывают отрасль, в которой работает ваша организация?



Таб. 22. Где расположена ваша организация?



В целом, отчет у BPTrends получился весьма информативный и полезный. Спасибо Полу Хармону!

Материал подготовил

В.В. Репин,
к.т.н., доцент, консультант по управлению, тренер,
Генеральный директор ООО «Владимир Репин Менеджмент»,
член ABPMP Russian Chapter


Апрель 2018 г.

Прикрепленные файлы

Просматривать прикрепленные файлы могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться здесь.

Добавить комментарий

Комментировать материалы могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться здесь.
©  2010-2014 В.В. Репин. Сайт основан 3 февраля 2001 г.

Все права защищены. Частичное или полное копирование информации данного ресурса возможно только с разрешения владельца.

Регистрация
О Портале
Правила
Контакты
Новости
Библиотека
Энциклопедия
Литература и сайты
Группы
Мои страницы
Тесты
Форум
Доска объявлений