Подписаться
Рубрикатор
Полный список
Развитие организации
Управление процессами
Моделирование процессов
Регламентация процессов
Автоматизация процессов
Бережливое производство
Менеджмент качества
Управление проектами
Дайджесты по Business Studio

Облако терминов
12-процессная модель 4PL ACM Activity diagram AQPC ARIS ARIS 9 ARIS eEPC Balanced Scorecard Big Data & Analytic BMPN BPA BPEL BPM BPM accelerator BPM CBOK BPM-система BPM-системы BPMN BPMS BPR BPWin BS Portal BSC Business Intelligence Business Performance Management Business Performance Management (BPM) Business Process Management Business Process Management Systems Business Process Manager Business Rules Business Studio Business Studio 3.6 Business Studio 4 Business Studio 4.0 Business Studio Portal CA ERwin Data Modeler Case Management Casewise Casewise Corporate Modeler CFFC Corporate Modeler CPM CRM Decision Management DFD Digital Directum

Опрос

Вы используете

Библиотека

17.10.2013 11:35
  от автора
  Репин

Процессный подход: простая методика внедрения

Оценки за материал: 5.00 (3)

Что проще для компании: внедрить процессный подход или построить новый склад? Насколько сложна методика внедрения? Можно ли ограничиться простыми и понятными для руководителей этапами? В статье В.В. Репина рассматривается набор простых шагов, позволяющих внедрить в компании основы процессного управления, а затем перейти к фазе совершенствования системы.
Идея проекта

Построение системы процессного управления в компании – не простое дело. Но чрезмерное переоценка возможных проблем/рисков, сложности требуемых методик и требований к ресурсам может привести к тому, что руководитель компании не захочет инициировать этот проект. С другой стороны, методически и организационно неграмотный проект приведет только к разочарованию участников (например, попытка внедрить процессный подход путем «рисования» большого количества графических схем). Нужна относительно простая, но в тоже время логичная, системная методика внедрения, которая была бы понятна всем руководителям. Назовем ее «Простая методика». Ниже в статье я предлагаю состав шагов такой Простой методики.

Предлагается определить две фазы внедрения системы процессного управления в компании:
I. развертывание минимального набора элементов;
II.совершенствование системы.

Первая фаза проекта выполняется на основе «Простой методики». На рис.1. представлено описание групп работ, которые необходимо выполнить.

Идея проекта состоит в том, что в компании создается иерархический справочник процессов, работая с которым руководители выбирают 20 ключевых сквозных процессов. Эти процессы должны оказывать существенное влияние на результаты бизнеса в целом.


Рис.1. Группы работ по проекту. Фаза I.

Каждый из 20 сквозных процессов подробно описывают на 2-х уровнях. Это означает, что для каждого процесса будет сформирована схема процесса на верхнем уровне и схемы соответствующих подпроцессов.



Подводные камни. Выбор второстепенных сквозных процессов. Некорректное определение границ процессов. Неадекватная организация работы со анализу процессов с привлечением руководителей из различных подразделений.



Далее проводится работа по анализу и оптимизации сквозных процессов. По ходу определяются цели и показатели для управления этими процессами, причем в привязке к стратегическим целям и показателям (для их разработки предусмотрена соответствующая группа работ).

Затем осуществляется автоматизация работы с целями и показателями в Business Studio 4.0. Причем вопрос не в том, насколько это удобно, эффективно, визуально красиво и т.п. Важно вовлечь руководителей в работу с процессами, обеспечить мониторинг и анализ процессов на основе показателей. Для достижения этой цели используется недорогой, но эффективный инструмент Business Studio Portal, который позволяет всем заинтересованным сотрудникам не только получать информацию о бизнес-процессах (регламенты, спецификации ресурсов и проч.) через web-интерфейс, но и вводить значения плановых/фактических показателей.



Подводные камни. Разработка формальных показателей, по которым «всегда все хорошо». Профанация мониторинга процессов. Отсутствие содержательного контроля за результатами анализа процессов. Итог – показатели «живут» сами по себе, и никто ими не пользуется.



Еще одним важнейшим шагом является создание Центра компетенции по работе с бизнес-процессами. Для этого разрабатывается ряд стандартов, проводится обучение и аттестация сотрудников. В результате в компании появляется команда специалистов, которые способны помогать руководителям совершенствовать свои бизнес-процессы.



Подводные камни. Экономия при создании Центра компетенции. Попытка делать серьезные вещи без стандартов и необходимых компетенций. Недооценка необходимости привлечения квалифицированных, опытных и хорошо оплачиваемых бизнес-аналитиков.



Итак, к концу Фазы I проекта внедрения системы процессного управления в компании:

1. построена система стратегического управления на основе методики BSC;
2. разработана архитектура бизнес-процессов на 3-х уровнях (в виде перечня процессов в MS Excel, включая распределение ответственности между менеджерами);
3. выполнено описание, реорганизация и регламентация ключевых процессов на 2-х уровнях (до 20 процессов);
4. разработана система целей и показателей для управления ключевыми бизнес-процессами (до 20 процессов, на 2-х уровнях, всего около 100 показателей);
5. система процессного управления автоматизирована в Business Studio 4.0 (в части работы с целями и показателями);
6. создан Центр компетенции по описанию, регламентации и аудиту бизнес-процессов (на платформе Business Studio 4.0), в т.ч.:
a.разработан, согласован и утвержден Стандарт описания процессов;
b.разработан, согласован и утвержден Стандарт управления нормативно-методической документацией;
c.разработан, согласован и утвержден Стандарт внутреннего аудита бизнес-процессов;
d.разработано, согласовано и утверждено Положение об отделе организационного развития;
e.проведено обучение сотрудников по методике процессного управления;
f.проведено обучение и аттестация бизнес-аналитиков по методикам описания и регламентации процессов в Business Studio.

Подробное описание шагов

Подробно состав работ, выполняемых в рамках Фазы I проекта, представлен в следующей таблице:



Резюме

Мы рассмотрели простые шаги внедрения системы процессного управления в компании. При наличии желания и настойчивости первого лица, первая фаза внедрения может быть выполнена за 5-6 месяцев. Далее, в рамках второй фазы можно будет совершенствовать систему управления за счет расширения охвата моделируемых процессов, разработки новых целей и показателей, оптимизации процессов, внедрения элементов непрерывного совершенствования и проч.

В.В. Репин, к.т.н., Исполнительный директор и партнер ООО «BPM Консалтинг Групп»

Октябрь 2013 г.

Добавить комментарий

Комментировать материалы могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться здесь.
©  2010-2014 В.В. Репин. Сайт основан 3 февраля 2001 г.

Все права защищены. Частичное или полное копирование информации данного ресурса возможно только с разрешения владельца.

Регистрация
О Портале
Правила
Контакты
Новости
Библиотека
Энциклопедия
Литература и сайты
Группы
Мои страницы
Тесты
Форум
Доска объявлений