Подписаться
Рубрикатор
Полный список
Развитие организации
Управление процессами
Моделирование процессов
Регламентация процессов
Автоматизация процессов
Бережливое производство
Менеджмент качества
Управление проектами
Дайджесты по Business Studio

Облако терминов
12-процессная модель 4PL ACM Activity diagram AQPC ARIS ARIS 9 ARIS eEPC Balanced Scorecard Big Data & Analytic BMPN BPA BPEL BPM BPM accelerator BPM CBOK BPM-система BPM-системы BPMN BPMS BPR BPWin BS Portal BSC Business Intelligence Business Performance Management Business Performance Management (BPM) Business Process Management Business Process Management Systems Business Process Manager Business Rules Business Studio Business Studio 3.6 Business Studio 4 Business Studio 4.0 Business Studio Portal CA ERwin Data Modeler Case Management Casewise Casewise Corporate Modeler CFFC Corporate Modeler CPM CRM Decision Management DFD Digital Directum

Разработка архитектуры бизнес-процессов компании в Business Studio
Опрос

Вы используете

Библиотека

09.07.2015 12:14
  от автора
  Репин

Регламент бизнес-процесса: бенчмаркинг структуры

Оценки за материал: 4.75 (4)

Регламент бизнес-процесса – основной документ, содержащий необходимые для исполнителя требования. Как сделать его информативным? Какие разделы он должен содержать? В статье Владимира Репина приводится типовая структура регламента. Вы можете использовать ее для бенчмаркинга со структурой регламентов, используемых в вашей организации.
Одноуровневый регламент бизнес-процесса

Рассмотрим так называемый «одноуровневый» регламент выполнения бизнес-процессса. Я ввел этот термин в свой лексикон, когда стал активно работать со средой моделирования процессов. В каждом таком инструменте можно и нужно создавать иерархический справочник бизнес-процессов компании.

Находясь на определенном уровне справочника, вы можете запустить конкретный отчет, который выгрузит всю необходимую информацию о процессе соответствующего уровня. Вот пример фрагмента справочника процессов некоторой торговой компании:

5.1….
5.2. Приемка ткани            
      5.2.1. Разгрузка а/м.      
      5.2.2. Визуальный контроль и проверка ткани по количеству.      
      5.2.3. Формирование и подписание акта приемки ткани.      
      5.2.4. Печать этикеток со штрих кодами.      
      5.2.5. Приклеивание этикеток (для ткани от поставщиков).      
      5.2.6. Сканирование этикеток.      
      5.2.7. Сверка и перемещение в 1С на склад приемки.      
5.3. Приемка возврата            
      5.3.1. Получение информации о возврате.      
      5.3.2. Доставка возврата со склада клиента (в Москве) или из ТК.      
      5.3.3. Доставка возврата клиентом (самостоятельно).      
      5.3.4. Разгрузка а/м.      
      5.3.5. Проверка правильности оформления документов и наличия ткани.      
      5.3.6. Перемещение возврата и документов в зону ОТК      .
5.4….

Если мы, условно говоря, встанем на процесс 5.3. (выделен курсивом) и запустим отчет, то выгрузим регламент, которые будет содержать графическую схему и описание процесса «Приемка возврата». Это и есть одноуровневый регламент процесса.

Теперь давайте обсудим форму этого регламента. Рекомендую использовать следующие разделы.



Пройдемся по каждому разделу и обсудим нюансы их применения в регламенте.

Титульный лист

Было бы странно представить себе нормативный документ без титульного листа. Это всё равно, что книга без обложки или интеграл без дифференциала (физтехи меня поймут). Но мне встречались некоторые компании, которые не использовали титульный лист. Вместо этого вся информация о регламенте помещалась в большой колонтитул. Считаю, что титульный лист не на столько значительно увеличивает размер документа, чтобы его не использовать. Кроме того, для регламента в электронном виде (например, на web-портале) это вообще не важно.

Если используется среда моделирования, то на титульном листе можно поставить значок, показывающий, что документ был полностью автоматически сформирован в такой системе. Это, можно сказать, «продакт плейсмент» среды моделирования для сотрудников.

Паспорт регламента

Паспорт – важная часть документа. Он содержит всю необходимую информацию о статусе и истории регламента. Например, полезным является раздел описания внесенных изменений.

В паспорте регламента важно указать должность сотрудника, ответственного за актуализацию документа, а так же периодичность актуализации.

Содержание

Содержание документа или, другими словами, его оглавление является очень важной частью регламента. Пользователи документа должны иметь возможность быстро находить нужную информацию по разделам. Поэтому я рекомендую делать многоуровневое автоматическое оглавление. Причем заголовки разделов разного уровня должны существенно различаться. Ничего страшного, что оглавление может занять несколько страниц. Без него документ неудобен в использовании.

В некоторых компаниях оглавление формируют вручную, в том числе проставляя номера страниц. Такую практику можно назвать каменным веком в регламентации.

Некоторые компании вообще не используют оглавление. Это очень плохо, т.к. весьма неудобно для пользователей.

Общие положения

Общие положения – небольшой, но важный раздел. В первую очередь, в нем должна быть четко сформулирована цель (назначение) регламента и область его действия. Стоит потратить время на четкую формулировку цели создания документа. Это важно.

Целесообразно включать в этот раздел список должностей и ролей, которые должны знать и соблюдать требования документа (иногда такой список помещают в приложение к документу).

Важным является подраздел по используемым в регламенте сокращениям, терминам и определениям. Если в компании есть корпоративный глоссарий, то можно просто сделать ссылку на него. Но используемые в документе сокращения всё равно стоит показать. Это сократит время на поиск нужной информации пользователем.

Еще одним важным подразделом являются ссылки на нормативные документы: внешние и внутренние. В некоторых компания в соответствующей таблице приводят гиперссылки. Это позволяет пользователю быстро найти нужную информацию в базе НМД организации.

Общее описание процесса

Цель общего описания процесса состоит в том, чтобы определить владельца процесса. Если данный термин не принято использовать в компании, то указывается должностное лицо, ответственное за выполнение процесса.

Если у разработчиков регламента возникают трудности с определением владельца процесса, то это повод для беспокойства. Возможно, границы процесса определены неверно. Эта проблема проявляется особенно ярко в случае, если в компании не разработана и не используется многоуровневая архитектура бизнес-процессов.

К сожалению, крайне редко наблюдаю ситуацию, когда в разделе «Общее описание…» показывают место процесса в общей архитектуре бизнес-процессов компании. Почему? Дело в том, что архитектура процессов официально утверждена только в небольшом количестве компаний. Но при внедрении процессного управления создание процессной архитектуры является важнейшей задачей. Если вы используете среду моделирования, то архитектура (справочник) процессов
у вас должен быть, так сказать, «по определению».

Для того, чтобы показать место процесса в архитектуре, можно включить фрагмент перечня с выделением в нем рассматриваемого в регламенте процесса. Пользователи сразу будут видеть контекст, а это очень важно для понимания назначения регламента и его роли в системе стандартизации.

В рамках рассматриваемого раздела необходимо четко описать границы процесса. Как вы помните, для этого необходимо определить:
• инициирующие и завершающие процесс события;
• входы и выходы процесса.

Можно даже представить в данном разделе процесс, как «чёрный ящик». Слева – входы и инициирующие события, справа – завершающие события и выходы, снизу – необходимые для выполнения ресурсы. Эта информация может быть представлена в виде таблицы (автоматически) или графической картинки (вручную, что плохо).

Ещё одним подразделом, который можно включить в «Общее описание процесса» является информация о сроках его выполнения.
Привязку ко времени (сроки) можно рассматривать в нескольких аспектах: а) периодичность выполнения; б) дата, время; в) нормативная длительность выполнения процесса (подразумевается – одного экземпляра процесса).
Вообще говоря, установление сроков – задача не такая простая, как кажется. Ее целесообразно рассматривать отдельно.

Графическая схема процесса
      
Графическая схема обычно занимает в регламенте один лист формата А4. Довольно редко компании используют формат А3, но это неудобно в случае использования регламента в бумажном виде.

Стоит использовать следующий критерий – при распечатке схема должна нормально восприниматься человеком с нормальным зрением (понятно, что без микроскопа). Если шагов процесса на схеме слишком много, то это указывает на проблемы моделирования. Часто бывает, что количество шагов можно существенно сократить без потери логики и информативности схемы. Если, тем не менее, это сделать невозможно, то стоит подумать о детальном описании подпроцессов и использовании шаблона 2-уровневого регламента.

Если на графической схеме процесса используются дорожки (должности, роли), то включать в регламент матрицу ответственности по процессу, на мой взгляд, нецелесообразно. Если, напротив, процесс не содержит дорожек, то возможно стоит подумать об использовании матрицы ответственности.

Описание операций процесса

Невозможно всю информацию о процессе показать на графической схеме – она станет слишком сложной и плохо воспринимаемой пользователем. Мне периодически попадаются схемы, нарисованные «на коленке» (без использования среды моделирования) и в нестандартной нотации. Как правило, понять такие схемы без интерпретатора (автора) почти невозможно. Поэтому я предполагаю, что вы будете использовать среду моделирования и какую-то стандартную нотацию (CFFC, eEPC, BPMN – выбор не такой уж широкий).

В связи с этим возникает необходимость в дополнительных разделах регламента, которые раскрывают необходимую для исполнителя информацию.

Прежде всего, это раздел по описанию операций процесса. Он может быть выполнен текстом или в виде таблицы. Структура, представленная в п. 7 таблицы является довольно сложной. В результате, получается длинная таблица с весьма узкими столбцами, что не только выглядит неэстетично, но и неудобно в использовании.

Как можно сделать по-другому? Например, разбить таблицу на две: а) собственно описание операций; б) описание инициирующих и завершающих событий и входов/выходов. Решение – за вами.

Что писать в текстовом описании каждой операции? На мой взгляд, необходимо кратко изложить ключевые особенности выполнения операции для исполнителя. Не нужно «разжевывать» ему всё. Мы предполагаем, что исполнитель является квалифицированным и опытным сотрудником, который знает свой процесс. Но на нюансы выполнения деятельности нужно обратить внимание! Очевидно, что если разработчик регламента сам никогда не выполнял процесс (причем результативно и за отведенное нормативное время), он не сможет написать что-то осмысленное и полезное в документ.

Периодически встречаются ситуации, когда в текстовом описании операции дублируют ее название. Ну, это просто халтура со стороны разработчика документа… Иногда приводят слишком подробное описание. В этом случае стоит критически его проанализировать и подумать об использовании формы 2-уровневого регламента.

Довольно мило, когда количество операций на схеме и в тексте не соответствует друг другу. Этот факт указывает на то, что: а) графическая схема не рассматривается разработчиком как реальный практический инструмент понимания и регламентации процесса; б) регламент представляет собой документ «ручной сборки» (что плохо).

В общем, создание текстовой части описания действий исполнителей в регламенте является важным, ответственным и творческим делом.

Действия в случае отклонений

Этот раздел встречается в регламентах довольно редко. О каких отклонениях идет речь? Строго говоря, после каждой операции процесса возможны отклонения и возвраты на переделку работы. Но если мы попытаемся отобразить это на графической схеме, она станет абсолютно нечитаемой.

Можно предложить следующие ситуации, когда можно и нужно моделировать возвраты на графической схеме (отмечу, что тип схемы в данном контексте – «аналитическая»):
1. возврат после специализированной операции контроля (например, выполняемой контролером качества);
2. возврат, возникающий из-за влияния внешних факторов (например, клиенты часто просят уточнить параметры заказа и т.п.);
3. возврат в случае, если для коррекции результата (переделки) требуется выполнение других операций процесса (или вообще других процессов).

Стоит оценить вероятность возможных отклонений и соответствующих возвратов для каждой операции процесса. Если вероятность составляет, например, более 20-25%, то стоит рисовать возврат на схеме.

В любом случае, наличие возвратов на графической схеме процесса – это всегда повод задуматься над его реальной оптимизацией. Идеальный процесс работает вообще без возвратов, с первого раза (это, конечно, только теория).

Теперь вернемся собственно к таблице действий в случае отклонений. В ней нужно указывать действия исполнителей в случае наиболее вероятных событий, которые не показаны на графической схеме процесса.

Вероятность может быть небольшая, но последствия критические для компании. Конечно, не стоит чрезмерно усердствовать и описывать действия в случае, например, падения метеорита (хотя для колонии на Луне это было бы вполне уместно).

Ресурсы, необходимые для выполнения процесса

Если регламентировать процесс комплексно, то надо обязательно указывать требования к ресурсам, которые необходимы для его выполнения.

В данном разделе могут быть перечислены необходимые ресурсы, а так же приведены ссылки на нормативные документы, в которых определены требования к ним.

Контрольные процедуры (методы контроля)

Методы контроля или, другими словами, контрольные процедуры целесообразно продумать на стадии разработки регламента. Для чего они нужны? Это инструмент оперативного (час, день, неделя) контроля со стороны непосредственного руководителя.

В каждом процессе есть места, где у исполнителя есть:
• вероятность ошибиться и выполнить работы не так, как требуется;
• сделать работу с нарушением требований регламента (по разным причинам: тяжело физически, невыгодно с точки зрения личной выработки и дохода, «так будет лучше» и т.п.).

Именно в таких операциях процесса должны быть установлены контрольные точки – места сбора фактических данных о ходе и результатах выполнения процесса. Данные должны фиксироваться, по возможности, автоматически или независимыми сотрудниками.

Полученные данные периодически проверяются в рамках выполнения контрольной процедуры. Отклонения фиксируются в базе данных (журнале). При необходимости выполняется коррекция процесса. В случае повторяющихся несоответствий разрабатываются и выполняются корректирующие действия.

Безусловно, если при разработке процесса и его регламентации вы увидели места, где велика вероятность ошибки или сознательного неправильного выполнения процесса, то лучше сразу внести изменения, перепроектировать процесс, а не создавать контрольные процедуры.

Кроме линейных руководителей, методы контроля процесса (контрольные процедуры) могу быть полезными для вышестоящих руководителей, внутренних аудиторов и внутренних потребителей процесса.

Данный раздел встречается довольно редко и только у «продвинутых» в области процессного управления компаний.

Цели и показатели

Формулировка целей процесса является тяжким трудом для многих руководителей. Гораздо проще просто написать, например, что задачей процесса является получение маркетинговой информации или обслуживание оборудования. Но это «ни о чём». Нужно учиться формулировать четкие цели, причем увязанные с общей системой целей организации.

Я считаю раздел «Цели и показатели» обязательным для регламента. Процессом нужно управлять, а без показателей это невозможно делать целенаправленно. Нецеленаправленная деятельность – это хаос, имитация управленческой деятельности. Поэтому цели и показатели нужно включать в регламент обязательно.

Приложения

Приложения к регламенту – это раздел для информации, которая не может быть структурирована в виде графической схемы процесса или табличного описания. Например, это формы рабочих документов: заявки, письма, отчеты и прочее. Так же это могут быть различные перечни, таблицы критериев, формулы для расчета, чертежи и т.д.

«Редкие звери» или нечасто используемые разделы регламента
      
Кратко хочу сказать про разделы, которые встречаются в регламенте процесса редко. Например, это раздел «Ответственность исполнителей». Его оформляют в виде таблицы. Как правило, везде одна и та же фраза – «Несет ответственность в соответствии с УК РФ…» или «Устное/письменное замечание руководителя/ Дисциплинарное взыскание». Если вам нечего написать в таком разделе, кроме одной и той же общей фразы, то лучше вообще убрать раздел из регламента.

Кроме «Ответственности исполнителей» в регламенте могут показывать информацию по проведенным аудитам. Это удобно для электронной версии, но неудобно для бумажной.

Иногда в регламентах можно увидеть такие разделы, как «Документирование и архивирование» или «Порядок внесения изменений». Но в них чаще всего пишут общие фразы типа: «Порядок документирования и архивирования в рамках настоящего регламента определен внутренними нормативными документами компании «________» и « Настоящий Регламент пересматривается на соответствие в установленные в компании «__________» сроки. Порядок пересмотра настоящего регламента определен внутренними нормативными документами компании «__________». Зачем включать такие пустые, формальные фразы в регламент?! Не понимаю…

Дополнительно к регламенту может быть приложен лист ознакомления сотрудников, если такая практика принята в компании (при отсутствии электронной формы согласования документов). В некоторых компаниях прикладывают еще лист рассылки регламента.

Совсем редко в регламентах попадается раздел «Ограничения». Это уже для гурманов, владеющих TOC. Не думаю, что этот раздел относится к обязательным. Хотя, если вы знаете, что в него написать, то вперед.

Иногда в регламент добавляют раздел «Справочная литература». Возможно, для того, чтобы исполнители могли, при желании, повысить свой уровень знаний по предмету. Тема полезная. Но я сомневаюсь, что кто-то из сотрудников будет что-то читать без дополнительной «энергетизации» со стороны руководителя.

Иногда в регламент добавляют требования к технике безопасности и охране окружающей среды. Но, как правило, это только для специфических производственных процессов.

Резюме

Итак, я рассмотрел структуру одноуровневого регламента выполнения бизнес-процесса.

В своей компании вы сможете сами определить структуру и содержание конкретных разделов. При этом важно помнить, что представляет собой процесс, как объект управления, и регламентировать всё его аспекты (не только алгоритм выполнения).

Важно, чтобы форма регламента соответствовала уровню сложности процесса. Не применяйте слишком сложные формы для простых процессов. Удачи!

В.В. Репин,
к.т.н., доцент,
тренер, консультант,
Исполнительный директор и партнер ООО «BPM Консалтинг Групп»


Июль 2015 г.

Комментарии

Оценки: /
09.07.2015 13:10
  от автора
  haris
Из моей практики самый эффективный документ содержал сразу после титульного листа лист с Диаграммой процесса, либо только диаграмму,
потому что человека надо заинтересовать документом.

Но это сильно отличается от общепринятой практики построения структуры документов.

Корни такой структуры, думаю, в ГОСТах. А менять идеологию подхода с точки зрения психологии готовы не все.

Хотя с точки зрения ИС (и БД), компилирующему инструменту не важно в каком порядке компоновать документ, хоть только диаграммы выводить.
Оценки: 1/
09.07.2015 16:03
  от автора
  Репин
У нас был такой пример для небольшой компании - выводили сразу схему, а потом текстовое описание каждого шага. Эта форма называлась "Операционная инструкция". Для совсем простых процессов вполне подходит.
Оценки: /
10.07.2015 14:46
  от автора
  terales
Владимир, спасибо за статью — очень вовремя, как раз моделирую в Business Studio и никак не мог прийти к рецепту регламента удобного для использования и на Портале, и в PDF, и на бумаге.

За рамками статьи остался вопрос про отражение типовых (в терминологии Business Studio) процессов в регламенте. В Вашем примере это процессы "5.2.1. Разгрузка а/м." и "5.3.4. Разгрузка а/м.".

Вы дублируете процессы как в описанном примере или создаете один процесс в том месте где он встречается чаще всего (предположим чаще выполняется процесс это 5.2. Приемка ткани), а в процессы редкие (5.3. Приемка возврата) просто вставляете ссылку?
Оценки: /
10.07.2015 17:42
  от автора
  terales
Позволю себе второй вопрос. Вы писали:

должна быть четко сформулирована цель (назначение) регламента и область его действия. Стоит потратить время на четкую формулировку цели создания документа. Это важно.


У нас в документации эти разделы у регламентов разных процессов как две капли воды:


Настоящий регламент бизнес-процесса устанавливает порядок действий сотрудников в ходе выполнения бизнес-процесса «Контроль качества перевода». Он преследует следующие цели:

- обеспечение соблюдения внутренних правил контроля качества;
- обеспечение выполнения требований внутреннего клиента;
- дальнейшее совершенствование и оптимизация бизнес-процесса;
- повышение производственных показателей сотрудников отдела контроля качества;
- совершенствование системы менеджмента качества компании в целом.

Требования настоящего регламента бизнес-процесса распространяются на все функции и работы, выполняемые в ходе бизнес-процесса «Контроль качества перевода» в отделе контроля качества, а также при взаимодействии со смежными подразделениями.


Чувствую, что это вода. Что мы упускаем? Может быть у Вас есть эталон этого раздела регламента, который служил бы примером для подражания?
Оценки: /
13.07.2015 10:58
  от автора
  Репин
Александр,

делаем по-разному. В некоторых проектах используем процесс-ссылку. В некоторых - дублируем. В зависимости от заказчика.

По цели регламента. Конечно, желательно убирать общие фразы про дальнейшее повышение и развитие и оптимизацию

Например, в вашем случае можно было бы сформулировать цель регламента так (вариант):

"Настоящий регламент устанавливает требования к выполнению контрольных процедур для недопущения появления ошибок и неточностей перевода, которые могут повлиять на адекватное восприятие содержания текста и привести к возникновению рисков у потребителей".

В общем, чтобы корректно сформулировать цель регламента, нужно сначала сформулировать общую цель самого процесса.
Оценки: /
18.07.2015 22:24
  от автора
  terales
Спасибо за пример — теперь понятно, что исходим из цели выполнения процесса, а не цели создания самого регламента.
Оценки: /
19.07.2015 16:50
  от автора
  Репин
Вам спасибо!
Оценки: /
28.10.2015 15:10
  от автора
  Jasam
Спасибо за статью !

Добавить комментарий

Комментировать материалы могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться здесь.
©  2010-2014 В.В. Репин. Сайт основан 3 февраля 2001 г.

Все права защищены. Частичное или полное копирование информации данного ресурса возможно только с разрешения владельца.

Регистрация
О Портале
Правила
Контакты
Новости
Библиотека
Энциклопедия
Литература и сайты
Группы
Мои страницы
Тесты
Форум
Доска объявлений